22.06.11 Неожиданные проблемы терапии с использованием индуцированных плюрипотентных стволовых клеток

Результаты исследований, проведенных молекулярными биологами из Калифорнийского Университета в Сан-Диего (UC San Diego, США) ставят под вопрос радужные перспективы использования индуцированных плюрипотентных стволовых клеток в медицине. В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые сообщают, что индуцированные плюрипотентные стволовые клетки вызывают иммунное отторжение — даже при их пересадке генетически идентичному животному. Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (иПСК), способные дифференцироваться в любой тип клеток, получают из клеток различных тканей (в первую очередь из фибробластов кожи) с помощью их возвращения в эмбриональное состояние (репрограммирования) методами генетической инженерии. Поскольку иПСК получают не из эмбриональных стволовых клеток (ЭСК), на исследования с их использованием не распространяются законодательные ограничения, и ученые рассматривают их в качестве подходящей кандидатуры для клеточной терапии при различных заболеваниях. Поскольку иПСК получают из собственных клеток индивида, многие ученые предполагают, что эти клетки не будут восприниматься иммунной системой как «чужеродные», а, значит, не будут вызывать реакции отторжения.   До недавнего времени иПСК считались очень привлекательным материалом для клинического использования, так как клетки, полученные из ЭСК, вызывали бы отторжение иммунной системой, что потребовало бы от врачей назначения пациенту иммуносупрессивных препаратов, наносящих значительный вред здоровью. Однако биологи из Калифорнийского Университета в Сан-Диего выяснили, что применение иПСК сопряжено с теми же проблемами, что и ЭСК. «Предположение, что клетки, полученные из иПСК, не вызывают отторжения, требует переоценки перед началом проведения клинических испытаний», — говорит руководитель исследования, профессор биологии из Калифорнийского Университета в Сан-Диего Янг Ксу (Yang Xu).

Исследовательская группа под руководством Ксу пришла к такому выводу после изучения иммунного ответа линии инбредных (генетически идентичных) мышей на ЭСК и некоторые типы иПСК, полученные из клеток этой же линии мышей. Ученые обнаружили, что иммунная система мыши не могла «опознать» клетки, полученные из ЭСК других мышей той же линии, как «свои». Эксперименты также показали, что иммунная система отторгала клетки, полученные из иПСК, полученных из фибробластов мышей той же линии. «Наши результаты вовсе не свидетельствуют о том, что иПСК нельзя будет применять в клинической практике, — говорит Ксу, — Сейчас важно обратить внимание на то, какие именно типы клеток, дифференцированные из иПСК, вызывают иммунное отторжение».  «Наш метод оценки реакций иммунной системы является достаточно надежным для проверки иммунной толерантности и, следовательно, толерантности к иПСК», — добавил Ксу. В настоящее время исследовательская группа занимается разработкой стратегий избегания развития опухоли как результата использования ЭСК человека и повышения иммунной толерантности к ЭСК человека. В тканях, сформированных с помощью ИПСК, наблюдается инфильтрация Т-клетками иммунной системы.

Источник: http://www.clinvest.ru/news-det.php?nid=865