01.12.11 Американские биологи создали ретровирусную вакцину, которая “обучает” клетки организма вырабатывать специальные антитела, нейтрализующие частицы ВИЧ, и защитили с его помощью от СПИДа мышей, которые были уязвимы для вируса иммунодефицита человека, сообщает РИА Новости.

Дэвид Балтимор (David Baltimore) из Калифорнийского технологического института в городе Пасадена (США) и его коллеги назвали свою методику “векторной иммунопрофилактикой” (ВИП) и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature. Это не первое крупное открытие Балтимора: в 1975 году он и его коллеги Говард Темин (Howard Temin) и Ренато Дульбекко (Renato Dulbecco) получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования в области онкогенных вирусов. “ВИП защищает организм так же, как и обычные вакцины, но при этом она не требует от иммунной системы никаких усилий. Раньше нам приходилось вводить в организм ослабленных или убитых бактерий или “обрывки” патогенов – иммунная система изучала их и изобретала методы борьбы с ними”, – пояснил один из участников исследовательской группы Алехандро Балазc (Alejandro Balazs) из Калифорнийского технологического института.Группа Балтимора изучила химическую структуру антител, нейтрализующих сразу несколько разновидностей вирусов, в том числе ВИЧ. Далее ученые вставили в специально подобранный ретровирус генетический “набор инструкций” для синтеза этих антител в живой клетке, создав основу для иммунопрофилактики заражения вирусом.После этого ученые вырастили специальную популяцию трансгенных мышей, у которых был “отключен” иммунитет. Авторы статьи ввели в их кровь небольшое количество человеческих иммунных клеток и разделили мышей на две группы. Первая получила инъекцию ретровируса-защитника, вторая составила контрольную группу.Как отмечают ученые, через несколько дней после прививки в крови мышей из первой группы появились антитела, концентрация которых сохранялась на высоком уровне в течение всей их жизни. Затем ученые проверили работу антител – они ввели частицы ВИЧ в кровь своих подопечных и проследили за тем, как отреагируют иммунные клетки человека на появление вируса. Ученые еженедельно забирали пробы крови у зараженных грызунов из иммунизированной и контрольной популяции и сравнивали количество иммунных клеток в этих образцах. Оказалось, что мыши с ВИП-прививкой были полностью или частично защищены от действия вируса иммунодефицита. Антитело b12 оказалось наиболее эффективным – все грызуны под его защитой не потеряли иммунных клеток, и остальные части их организма были свободны от “следов” вируса ВИЧ. Эта молекула не теряла своей силы даже в том случае, если концентрация вируса иммунодефицита примерно в 100 раз превышала дозу, необходимую для полного заражения всех клеток человека в крови мыши.”Мы ожидали, что антитела начнут терять свою силу при увеличении дозы в несколько раз, однако этого не произошло – последней инъекции вируса было бы достаточно, чтобы заразить всех грызунов из контрольной популяции. И даже самые небольшие концентрации вирусных частиц в нашем эксперименте были намного выше тех, с которыми может столкнуться человек”, – пояснил Балтимор. Впрочем, разработка аналогичной сыворотки для человека остается делом будущего.”Мы не обещаем того, что мы на самом деле сможем решить проблему нейтрализации вируса иммунодефицита. С другой стороны, эффективность нашего метода убедительно доказывается экспериментами с мышами. Если наш организм будет вести себя, как тело мыши, то получается, что мы разработали способ для предотвращения распространения вируса ВИЧ. Однако, это большое “если”, которое предстоит проверить”, – заключает исследователь.

Декабрь 2011